Организация ЮНИСЕФ дает следующее определение понятию «детский брак» – официальное бракосочетание или неофициальный союз, заключенный в возрасте до 18 лет и способствующий жизни в нищете и неблагоприятных условиях.

Проблема детских браков тесно связана с неравноправием полов. Однако она затрагивает как девочек, так и мальчиков. Тема детских браков по-прежнему актуальна, даже в Европе. Согласно данным организации «Girls not Brides», около 700 миллионов живущих ныне женщин были выданы замуж в раннем возрасте.

Детские браки характеризуются не только ранним возрастом их участников. Важным фактором является то, что для будущих «мужа и жены» это нежеланное и вынужденное событие. Дети не хотят выходить замуж/жениться и не имеют права участвовать в выборе партнера. По оценкам организации Plan UK в настоящее время около 15 миллионов девочек столкнулись с этой ситуацией.

Заключение детских браков нарушает многие права человека, в том числе право на личную жизнь, право на здоровье и на репродуктивное здоровье, право на индивидуальность и на свободу воли. Насилие над личностью влияет на физическое и психическое здоровье и ведет к катастрофическим последствиям во всех сферах жизни, включая будущее образование, социальный статус и отношения с окружающими.

Ребенок, которого заставили вступить в брак, теряет в правах и привилегиях. У него также немного шансов стать взрослым человеком, свободным от предрассудков, так как с раннего детства у него было отнято право выбора и навязан определенный образ жизни.

До сих пор во многих сообществах детские браки считаются нормальным явлением. Многие люди, вступившие в брак в раннем возрасте, впоследствии сохраняют этот обычай и заставляют молодое поколение следовать ему. Значит ли это, что детские браки связаны со специфическими религиозными обрядами или с народными обычаями?

Для многих затронутых стран и регионов это действительно так. Однако первая и главная причина существования детских браков – неравноправие полов и, как следствие, низкий социальный статус женщин и детей. Существование детских браков связано не только и не столько с традициями, сколько с тем, как мы видим окружающих нас людей и как мы с ними обращаемся.

Соответственно, в обществе, где обычай выдавать людей замуж в обмен на деньги или товары считается приемлемым, детские браки также не считаются чем-то криминальным. Дети в таких случаях рассматриваются как «активы» (имущество) и не имеют права на самостоятельные решения.

Как правило, понятие «детский брак» ассоциируется с развивающимися странами или специфическими европейскими этническими меньшинствами (например, цыганская народность Рома). При этом ситуация обстоит так, что те же самые причины – неравноправие полов, низкий уровень образования, уязвимое положение женщин и детей – способствуют распространению других общественных проблематик, одинаковых по своему негативному воздействию (торговля детьми, принуждение к занятию проституцией).

В реальности, человек до сих пор может рассматриваться как товар и в развивающихся, и в развитых странах. И тот факт, что случаи рабства в этих странах – скорее исключение, чем правило, не делает его менее предосудительным.

Ранние браки, заключаемые под давлением общины, редко приравниваются к деяниям международных преступных организаций. Однако, реальность такова, что детей продают и покупают по всему миру, и это мало связано с наличием или отсутствием религиозных убеждений. Не существует религиозных или культурных практик, ставящих своей целью вызвать страдания у людей. Но при этом существующие практики (религиозные и культурные) могут быть использованы как предлог для причинения людям боли и страданий. Подобным образом состоятельные и образованные слои населения закрывают глаза на то, что некоторые социальные категории населения (например, мигранты или нищие) никогда не смогут полностью распоряжаться своей жизнью и зачастую становятся жертвами насилия и несправедливости.

Если учесть, что традиция женского обрезания до сих пор существует в некоторых этнических общинах Великобритании и Голландии, мы можем сделать вывод, что не все маленькие девочки, живущие в Европе, находятся под защитой.

Возвращаясь к теме детских браков, эксперты сходятся во мнении, что этот обычай будет существовать до тех пор, пока нищета, неравноправие полов и низкий уровень образования будут характерны для общин, где детей традиционно выдают замуж в возрасте пяти лет. Тем не менее, существующее социальное неравенство не делает прогрессивные городские сообщества более безопасными для жизни. Покинуть общину и стать членом преступной группировки – не лучший путь развития для молодого мигранта. А занятие проституцией вместо свадьбы в раннем возрасте не является достижением для молодой девушки-мигрантки. Отсутствие возможностей для развития у социально незащищенной молодежи приводит к тому, что жестокое обращение с людьми процветает в нашем мире. Кроме того, коррупция, безразличие и отсутствие политической воли делают возможным сохранение существующего социального неравенства. При этом неважно, где живут представители социально незащищенных категорий населений: в деревне или в городе, на Среднем Востоке или в Европе, а также принадлежат ли данные люди к атеистической общине или исповедуют определенную религию.

Можем ли мы положить конец заключению детских браков? Можем ли мы, молодежь, объяснить нашим политическим лидерам, что каждый раз, когда они позволяют подкупить себя, они способствуют установлению той или иной формы рабства? Конечно, коррупция сама по себе подразумевает куплю-продажу. И, возможно, это и есть одна из важнейших причин, почему детские браки до сих пор существуют в странах, где они запрещены законом.

Неважно, сколько стоит выдаваемая замуж девушка: это может быть и нищая девочка, цена которой – несколько коров, и девушка, обладающая высоким социальным статусом, которая соглашается продать себя за несколько миллионов евро. Важно то, что на человеке не должен висеть ценник. Наша обязанность – отрицать даже возможность подобной «трансакции», независимо от того, где живет каждый из нас, к какой расе и конфессии принадлежит. Мы должны помнить, что не стоит тратить бесценное время на пустые идеологические споры о религии и традициях. Вместо этого необходимо сотрудничать и защищать детей от насилия.

Присоединяйтесь к нам, и наши голоса будут услышаны!

 

capture(9)Brindusa Luciana Grosu

Romania

She is a Romanian psychologist and journalist passionate about gender equality and women and children`rights. She loves writing and over the years won several international prizes in essay competitions.Her dream is to be able to contribute to a real and visible change by combining Activism, Arts and Psychosocial Therapy. Luciana is a member of YouAct – European Youth Network on Sexual and Reproductive Rights, http://youact.org/